Исполнитель коммунальной услуги

          В данной статье рассмотрим вопрос, который на данный момент многие не могут усвоить. Кто же является исполнителем коммунальных услуг: ресуроснабжающая организация или управляющая?

          С проблемой непонимания данного понятия я столкнулся буквально на днях, что было связано со следующим. Жильцы одной из квартир многоквартирного дома жаловались на предоставление некачественной услуги отопления. Теплоснабжающая организация направила в тепловой пункт вышеуказанного многоквартирного дома своих сотрудников, для фиксации значений температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах, на вводе тепловой сети в дом, оперируя тем, что теплоснабжающая организация предоставляет услугу отопления только до ввода в жилой дом (до наружной поверхности стены здания), далее – зона ответственности управляющей компании, что было не совсем верно в данной ситуации. Ниже объясню простейшим языком, в чем заключалась ошибка теплоснабжающей организации.

          В настоящее время наибольшее распространение получили две «схемы» предоставления услуг теплоснабжения конечному потребителю (жильцу квартиры): 1) теплоснабжающая организация имеет договор теплоснабжения с управляющей организацией (поставляет ей услуги теплоснабжения, выставляет счета за предоставленные услуги), а управляющая организация поставляет услуги теплоснабжения конечному потребителю; 2) теплоснабжающая организация предоставляет услуги теплоснабжения конечному потребителю (жильцу квартиры) непосредственно, грубо говоря, мимо управляющей компании.

          Предоставление коммунальных услуг в жилые дома, жилые и нежилые помещения жилых многоквартирных домов регламентируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жомах и жилых домов» (утв. ПП РФ № 354 от 06.05.2011 г., далее – Правила № 354).

         Согласно списку определений Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

         Следовательно, в первой схеме (теплоснабжающая организация -› управляющая организация -› потребитель) исполнителем коммунальной услуги для потребителя является управляющая организация, а для управляющей организации – теплоснабжающая организация. Во второй схеме (теплоснабжающая организация -› потребитель) исполнителем коммунальной услуги для конечного потребителя является теплоснабжающая организация.

        Так как рассматриваемая теплоснабжающая организация предоставляет услугу отопления непосредственно потребителю (по второй схеме), то и обеспечить требуемые параметры микроклимата обязана в жилом/нежилом помещении данного многоквартирного дома. Следовательно, при жалобах потребителей на некачественную услугу отопления теплоснабжающей организации совместно с управляющей (далее – комиссия) необходимо в первую очередь посетить недовольного потребителя (к примеру жильца), произвести замеры температуры воздуха внутри помещения. Жалобы жалобами, но часто случается так, что в помещении выдерживается требуемая законодательством температура, а претензии потребителя являются необоснованными. Если в помещении температура равна или выше регламентированной – то составляется акт. В данном случае ни о каком перерасчете за предоставленную коммунальную услугу отопления не может быть и речи. Если же претензии обоснованы, температура в помещении ниже регламентированной, далее комиссия спускается в тепловой пункт и производит проверку температуры теплоносителя и параметры давления в подающем и обратном трубопроводах тепловой сети на вводе в здание. Если параметры не соответствуют температурному графику (допустимое отклонение 3%) и гидравлическому режиму тепловой сети – однозначно вина теплоснабжающей организации. В данном случае теплоснабжающая организация на основании акта некачествественного предоставления услуги отопления производит перерасчет (снижение платы в зависимости от уровня снижения температуры внутри помещения от температуры, предусмотренной действующим законодательством).

       Если параметры на вводе в здание соответствуют температурному графику и гидравлическому режиму, а температура воздуха в помещении не соответствует действующему законодательству – то необходимо проверить температуру воздуха в других помещениях данного многоквартирном доме, проверить равномерность распределения температуры по стоякам и радиаторам отопления, что приведет вероятнее всего к тому, что управляющая организация не провела качественную промывку внутридомовой сети и ее регулировку. В данном случае вина за не предоставление качественной услуги отопления лежит на управляющей организации.

       Следовательно, в данном случае, если исполнителем коммунальной услуги для потребителя является теплоснабжающая организация, недостаточно произвести замеры параметров только на вводе тепловой сети в здание. Это не даст полной картины происходящего. Даже если вдруг окажется, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в здание ниже более чем на 3 % предусмотренной температурным графиком, это еще не говорит о том, что в квартире недовольного жильца температура воздуха ниже регламентированной и претензии потребителя являются обоснованными. Также, прошу обратить внимание на то, что Правила № 354 предусматривают перерасчет за предоставленную коммунальную услугу отопления только в том случае, если температура в помещении ниже регламентированной нормативными актами. Перерасчет потребителю, в случае несоответствия температурному графику температуры теплоносителя на вводе тепловой сети в здание, не предусмотрен Правилами № 354.

 

Mikhail, 12.11.2019