Обязанность по установке узлов учета тепловой энергии, теплоносителя

           Правовые, экономические и организационные основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности отражены в Федеральном законе Российской Федерации № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-261).

            Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ-261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

            В соответствии п. 2 ст. 13 ФЗ-261 расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. 

            Согласно п. 8 ст. 13 ФЗ-261 до 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3-7 ст. 13 ФЗ-261 и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3-7 ст. 13 ФЗ-261, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

            Так как более крупные потребители (с подключенной тепловой нагрузкой более 0,2 Гкал/ч) должны быть оборудованы узлами учета тепловой энергии уже давно, то можно сделать заключение о том, что к 1 января 2019 г. все объекты теплоснабжения УЖЕ должны быть оборудованы узлами учета (с подключенной нагрузкой до и более 0,2 Гкал/ч).

            Вновь построенные здания (подключенные к централизованной системе теплоснабжения) без установленных узлов учета тепловой энергии вводить в эксплуатацию запрещено (п. 6 ст. 11 ФЗ-261).

            Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (п. 7 ст. 13 ФЗ-261).

            В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ-261 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которые имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

          Следовательно, собственники объектов, подлежащих оснащению приборами учета тепловой энергии, должны были установить приборы учета до 1 января 2019 г. (при наличии технической возможности установки приборов учета). Также собственники (сами не могут организовать работы по установке узлов учета тепловой энергии, либо из-за финансовой составляющей) могут обратиться в теплоснабжающую организацию с требованием установить узел учета. Теплоснабжающая организация отказать в данном мероприятии не имеет права. Следует обратить внимание на то, что, теплоснабжающая организация обязана предоставить рассрочку платежей равными долями на 5 лет, если потребитель не имеет желания оплатить выполненные работы полностью после их сдачи.

            Далее о том, как собственнику объекта теплоснабжения обратиться в теплоснабжающую организацию с просьбой установить узел учета тепловой энергии, теплоносителя, а также какие документы необходимо предоставить.

            Согласно «Порядку заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены, и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (утв. Приказом Минэнерго России от 7 апреля 2010 г. № 149, далее – Приказ № 149) в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать собственник (юридическое или физическое лицо), лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (п. 2, 3 Приказа № 149).

            Договор заключается в простой письменной форме.


            Для заключения договора заказчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

  1. сведения о предмете договора;

  2. полное и сокращенное наименование заказчика — юридического лица, фамилию, имя, отчество заказчика — индивидуального предпринимателя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место нахождения (место жительства), почтовый адрес, а также при наличии телефоны, факс, адрес электронной почты;

  3. сведения об объекте, подлежащем оснащению прибором учета (для договора на эксплуатацию и (или) замену прибора учета — сведения о местонахождении прибора учета, его технических характеристиках);

  4. основные требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

            К заявке заказчика — юридического лица или индивидуального предпринимателя прилагаются:

            1) копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета;

            2) копии учредительных документов;

            3) копия свидетельства о государственной регистрации;

            4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации;

            5) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку.

            Для заключения договора заказчик — физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;

4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

            К заявке заказчика — физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.

            Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления сведений и документов, не предусмотренных настоящим Порядком.

            При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Порядка, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

На основании документов, предусмотренных вышеуказанными пунктами, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня их получения производит осмотр объекта с целью проверки наличия технической возможности установки, замены и (или) эксплуатации прибора учета.

            О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика. Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.

            В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

            При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

            При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.
            Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю.

            В случае если договор подписывает уполномоченное заказчиком лицо, к нему прилагаются документы, подтверждающие полномочия указанного лица.

            Согласно п. 13, 14 Приказа № 149 договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

            1) предмет договора;

            2) цена договора;

            3) порядок расчетов по договору;

            4) срок установки (замены) прибора учета;

            5) место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;
            6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

            7) гарантийные обязательства исполнителя.

            Договор на эксплуатацию прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

            1) предмет договора;

            2) цена договора;

            3) порядок расчетов по договору;

            4) место установки прибора учета;

            5) сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров приборов учета и проверки готовности прибора учета к эксплуатации (после перерыва в его работе);

            6) обязательства заказчика по информированию исполнителя о планируемых изменениях в состоянии сетей и энергопринимающего оборудования заказчика, способных повлиять на возможность исполнения договора исполнителем, а также на работу прибора учета.

 

Автор: Mikhail, 24.05.2019